Организация занятий по адаптации к школе

    Первые дни, недели, месяцы  пребывания ребёнка в школе, дни вхождения в новую для него обстановку, первые знакомства с учителем, с одноклассниками, налаживания новой системы отношений, усвоения норм и правил поведения - это ответственные и важные моменты в его жизни. От того, насколько грамотно будут организованы эти дни учителем, в какой форме будут представлены новые знакомства, новые правила детям, от создания среды, адекватной психологическим, физиологическим особенностям и возможностям первоклассников, зависит их будущая успешность  не только в учёбе, но и во всех сферах жизни.
     Очень важно, чтобы ребенок с первых дней пребывания в школе чувствовал себя комфортно: ощутил свою значимость в новом коллективе и психологическую защищённость.
     Период поступления ребёнка в школу принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе, ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает  интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, что создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Поэтому очень важно в период адаптации в начальной школе  правильно организовать процесс обучения и воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями  ребёнка, определяющими его функциональные возможности.

Важно не столько учить детей, сколько создать ситуацию,в которой ребёнок не мог бы не учиться сами делал бы это с удовольствием.
                                                       К. Роджерс 


     Психические процессы ребёнка в период 6-7 лет ещё во многом не произвольны, что связано с незрелостью регулирующих систем организма, поэтому  поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время он не может, быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Необходимость длительного поддержания соответствующей позы, например, неподвижное сидение за партой, предъявляют к организму ребёнка неадекватные требования. Поэтому занятия с детьми в период вхождения в школьную жизнь должны быть насыщены разнообразными видами деятельности,  необходимо периодически  поддерживать их двигательную активность.

Игра – одна из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующих естественной адаптации к разнообразным нагрузкам для детей этого возраста.
            В игре ребёнок усваивает знания, формируются его психические функции, мыслительные процессы. Благодаря использованию игры в обучении и воспитании  детей отпадает необходимость требовать  от них запоминания правил, формулировок, так как  в игре ребёнок непроизвольно, довольно прочно фиксирует в памяти  объекты, которые не старался запомнить. В условиях игры ребёнок сам придёт к верным умозаключениям, выведет  определённые закономерности, это даст гораздо больше развитию его познавательной деятельности, чем заученные правила.
            Использование игры позволяет также создать оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника. Опираясь на положительные эмоции,  возникающие в процессе игровой деятельности, можно создать условия для формирования многих положительных личностных качеств ребёнка.

Использование данной программы позволяет создать максимально благоприятные условия для успешного и  безболезненного вхождения первоклассника  в школьную жизнь, приспособления к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, способствует развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта, формированию  общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Целью адаптации первоклассников к школе должная являться организация процесса успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь, успешная адаптация с учётом психолого-физиологических особенностей и возможностей, активное включение в этот процесс родителей.

При выборе программы адаптации к школе, помните, что необходимо решить следущие задачи для успешной адаптации:

  1. Создание условий эмоционального комфорта у детей в процессе занятий и психологической защищенности.
  2. Развитие познавательных процессов.
  3. Развитие социального интеллекта через формирование у ребенка умений устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, проявлять инициативу, вступать в диалог, уметь анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, оценивать собственные достоинства и недостатки, проявлять гибкость в отношениях.
  4. Развитие эмоционального интеллекта через формирование у ребенка умений распознавать своё эмоциональное состояние, называть его и адекватно выражать, уметь управлять своими эмоциями, адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, принимать чувства других, представлять себя на месте другого человека, слушать, слышать и понимать учителя и своих одноклассников.
  5. Знакомство учащихся с основными школьными правилами.
  6. Выработка у детей волевых черт характера, формирование самостоятельности, ответственности, организованности, дисциплинированности.
  7. Создание позитивного настроя к познавательной деятельности.
  8.  Содействие формированию навыков здорового общения в кругу семьи, через активное вовлечение родителей в совместную учебно-развивающую деятельность с ребёнком.
  • +8 понравилось