Развитие пространственного воображения и логического мышления

Логическое мышление и пространственное воображение относятся к познавательным процессам, также, как и внимание, память, восприятие и речь.

Когда говорят об общих способностях человека, то  имеют в виду уровень развития его познавательных процессов: чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и своё поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере их выполнения.

 

Кроме общих способностей человек может обладать и специальными способностями, например, математическими.

В настоящее время в стране возникла острая необходимость в людях, проявляющих способности в соответствующей области, области математики.

Всем хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают математики. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся математических способностей, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников.

Возможно, многие скажут, что не у всех детей есть математические способности.

Учёными установлено, что каждый здоровый ребёнок обладает способностями, достаточными для усвоения всех предметов школьной программы.

Вот почему можно утверждать, что определенный уровень математических способностей присущ каждому школьнику. Необходимо только понимать, что существуют уровни их развития, педагогу необходимо уметь их выявлять и развивать.

Детский мозг очень пластичен и обладает огромными возможностями и резервами. При правильной организации работы с детьми можно добиться очень хороших результатов. Все зависит от прилежания и упорства в достижении цели.

Эффективность изучения математики особо зависит от уровня развития определённых познавательных процессов человека.

 

Итак, на развитие каких познавательных процессов следует обращать особое внимание?

Учёные В. Хаекер и Т. Циген выделили четыре основных сложных компонента, составляющие “ядро” математического мышления: пространственный, логический, числовой и символический. Дальше они разложили эти компоненты на более простые составляющие. Получилась такая схема

  1. Пространственный компонент.
    1. Понимание пространственных фигур, образов и их комплексов (синтезов).
    2. Память на пространственные образы (пространственные
      представления).
    3. Пространственные абстракции (умение видеть у пространственных объектов общие признаки).
    4. Пространственное комбинирование (понимание и самостоятельное нахождение связей и отношений пространственных объектов).
  1. Логический компонент.
    1. Образование понятий и понятийных абстракций.
    2. Понимание, запоминание и самостоятельное нахождение общих понятийных связей.
    3. Понимание, запоминание и самостоятельное выведение
      заключений и доказательств по правилам формальной логики.
  1. Числовой компонент.
    1. Образование числовых представлений.
    2. Память на числа, числовые решения.
  1. Символический компонент.
    1. Понимание символов.
    2. Запоминание символов.
    3. Операции с символами.

 

Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей, необходимо проводить работу по развитию пространственного воображения, комбинаторных способностей, объемно-пространственного мышления и логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

 

Хочется особо сказать о воображении. Какую функцию в жизни человека он выполняет.

Развитие воображения

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания объективного мира.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представить действительность в образах.

 Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

 Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

При помощи специальных приемов и упражнений можно развивать воображение.

 

Развитие пространственного и творческого воображения

Пространственное воображение - это умение мысленно моделировать, определять соотношения между отдельными элементами изображения, мысленно изменять их взаимное расположение, расчленять фигуру на части или «склеивать» ее из имеющихся частей, «представлять» различные конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

Использование на занятиях геометрических конструкторов создает оптимальные условия для развития пространственного и творческого воображения, мышления, сообразительности,  фантазии, творческих и комбинаторных способностей младших школьников. Составляя различные силуэты,  дети усваивают способы соединения элементов, учатся сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей.

 

Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления

Под влиянием конструктивной деятельности у детей развиваются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое.

Комбинаторные способности «...характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком смысле слова – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) элементы проблемной ситуации и собственных знаний».

 

Развитие объемно-пространственного мышления

Объемно-пространственное мышление - способность создавать образы в трехмерном пространстве мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Умение создавать пространственный образ и оперировать его положением – это основа ориентации в пространстве, это необходимые умения для успешного обучения основам многих наук. Они имеют большое значение в жизни, поэтому требуют целенаправленного развития.

 

Развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Роль  логического мышления в формировании математических способностей очевидна.

Мышление является высшим познавательным процессом.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Развитие логического мышления зависит от сформированности и развития основных операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагировании, конкретизации.

Каждому человеку важно научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, обобщать по одному или нескольким основаниям, классифицировать, выделять при­знаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать при­чинно-следственные связи, ус­танавливать простые закономерности, четко выражать свои мысли.

Включение в программу логических задач, а также разнообразных заданий на формирование логических суждений, выстроенных в цельную систему, и методически верно построенная работа по их решению предоставляет благоприятные возможности для развития мыслительной деятельности учащихся. Все это в программы «Шаги к успешности» для 3 и 4-5 классов.

Развитие математических способностей несомненно зависит от уровня развития познавательных процессов, указанных выше. Поэтому очень важно организовать систематические дополнительные занятия с детьми по развитию познавательных способностей во внеурочное время, выполнять определённые задания, тренироваться над развитием этих процессов.

Особо хочется отметить, что существуют задания, которые в обязательном порядке  должны быть включены в работу с детьми, чтобы, во-первых, все дети освоили  такую важную науку, как математика и, во вторых, проявились и развивались математические способности? Известно, что невостребованные зоны коры головного мозга будут отставать в своём развитии. Если ребёнок никогда не видел буквы, он же не научится читать, если даже в нем заложены великие способности.

Начинать работу нужно уже с дошкольниками.

Задания для дошкольников.

  1. Задания по развитию зрительно-двигательной координации.

Если у ребёнка не сформирована ЗДК, ему трудно ориентироваться в двухмерном пространстве, в пространстве тетради, на столе, листе бумаги, в книге и т. д.

  1. Задания по развитию наглядно-образного мышления.
  2. Задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Задания по развитию способности к комбинированию.

Задания для учащихся 1 класса.

  1. Продолжение работы по развитию ЗДК, межполушарного взаимодействия.
  2. Задания по развитию внутреннего плана действий.

Если у ребёнка несформирован ВПД он не сможет выполнять устные вычисления без наглядной опоры.

  1. Задания на развитие способности к комбинированию.
  2. Задания по развитию наглядно-схематического мышления.
  3.   Задания по развитию умения составлять различные комбинации с числами, фигурами.

Хотя многие подобные задания для детей представляют трудности, они с большим интересом выполняют данные задания. Дети интуитивно чувствуют, что способствует их собственному развитию.

Известно, что любое развитие - это преодоление трудностей.

Задания для учащихся 2 класса.

  1. Обязательное продолжение работы по развитию зрительно-двигательной координации. Часто встречающая ошибка, что уже ЗДК сформировано и уже нет надобности выполнять подобные задания. В том то и дело, что во втором классе обязательно должны быть задания на развитие ЗДК. Но рисунки должны быть более сложные (косые линии, линии по диагонали, «вышивка», зеркальное отображение рисунка по клеточкам). О необходимости их выполнения вы можете убедиться, прочитав литературу по психологии, а ещё проще, дать подобные задания детям. Дети выступают здесь как индикаторы, если они выполняют подобные задания с интересом, значит им это еще нужно, для их же развития. Дети интуитивно чувствуют, что способствует их собственному развитию.
  2. Развитие оперативной памяти.
  3. Решение логических, нестандартных задач.
  4. Задания по развитию словесно-логического мышления.
  5. Более сложные задания по развитию ВПД. Повороты фигур мысленно по часовой стрелке и против.

 

Подобные задания дети выполняют с интересом. А интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Задания для учащихся 3-5 классов

  1. Задания по развитию объемно-пространственного мышления.

Хорошо известно: чем выше уровень пространственного представления учащихся, тем проще обучать их геометрии, тем более интересные задачи можно ставить перед ними.

  1. Задания по развитию логических операций мышления.
  2. Задачи на разрезание, перекраивание и складывание фигур.
  3. Построение разверток.

Все представленные задания будут очень полезны для развития способностей детей.

Самое главное занятия необходимо строить так, чтобы у детей всегда возникало чувство любопытства. Что же будет дальше? Любопытство порождает поиск, определяет и направляет его, но именно исследование приводит к научению. Знания и навыки, обретенные таким образом, сохраняются надолго, потому что они полностью принадлежат ребёнку. Он их пережил, а не вывел в результате логических умозаключений. Такой способ обучения очень важен для ребёнка, поскольку приводит к непрерывным изменениям и личностному росту.

Увлёкшись заданиями, ребёнок даже не думает о том, что он решает сложную и важную задачу.

В рабочих тетрадях «Шаги к успешности» представлены разнообразные задания, которые способствуют развитию пространственного воображения и логического мышления для успешного формирования математических способностей школьников.

 

  • +13 понравилось