Первые дни, недели, месяцы пребывания ребёнка в школе, дни вхождения в новую для него обстановку, первые знакомства с учителем, с одноклассниками, налаживания новой системы отношений, усвоения норм и правил поведения - это ответственные и важные моменты в его жизни.
От того, насколько грамотно будут организованы эти дни учителем, в какой форме будут представлены новые знакомства, новые правила детям, от создания среды, адекватной психологическим, физиологическим особенностям и возможностям первоклассников, зависит их будущая успешность не только в учёбе, но и во всех сферах жизни.
Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа адаптации первоклассников.
Очень важно, чтобы ребенок с первых дней пребывания в школе чувствовал себя комфортно:ощутил свою значимость в новом коллективе и психологическую защищённость. Период поступления ребёнка в школу принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе, ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, что создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений.
Поэтому очень важно в период адаптации в начальной школе правильно организовать процесс обучения и воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка, определяющими его функциональные возможности. Психические процессы ребёнка в период 6-7 лет ещё во многом не произвольны, что связано с незрелостью регулирующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время он не может, быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Необходимость длительного поддержания соответствующей позы, например, неподвижное сидение за партой, предъявляют к организму ребёнка неадекватные требования. Поэтому занятия с детьми в период вхождения в школьную жизнь должны быть насыщены разнообразными видами деятельности, необходимо периодически поддерживать их двигательную активность.
Свободная игра – одна из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующих естественной адаптации к разнообразным нагрузкам для детей этого возраста. В игре ребёнок усваивает знания, формируются его психические функции, мыслительные процессы. Благодаря использованию игры в обучении и воспитании детей отпадает необходимость требовать от них запоминания правил, формулировок, так как в игре ребёнок непроизвольно, довольно прочно фиксирует в памяти объекты, которые не старался запомнить. В условиях игры ребёнок сам придёт к верным умозаключениям, выведет определённые закономерности, это даст гораздо больше развитию его познавательной деятельности, чем заученные правила.
Использование игры позволяет также создать оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника. Опираясь на положительные эмоции, возникающие в процессе игровой деятельности, можно создать условия для формирования многих положительных личностных качеств ребёнка.
Использование программы "Мои первые шаги к успешности" позволяет создать максимально благоприятные условия для успешного и безболезненного вхождения первоклассника в школьную жизнь, приспособления к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, способствует развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта, формированию общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, а также способствует формированию навыков здорового общения в кругу семьи.
Целью адаптации первоклассников к школе должная являться организация процесса успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь, успешная адаптация с учётом психолого-физиологических особенностей и возможностей, активное включение в этот процесс родителей.
При выборе программы адаптации к школе, помните, что необходимо решить следущие задачи для успешной адаптации: