Развитый эмоциональный интеллект проявляется в способности осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу, адаптироваться в окружающей среде. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта способны управлять своей эмоциональной сферой, их поведение более гибкое, они открыты и доброжелательны по отношению к окружающим, им легче добиться своих целей, взаимодействуя с другими людьми. Они стараются во всем видеть положительные стороны, стараются избегать конфликтных ситуаций, самодостаточны и независимы, реалистично оценивают свои способности, в сложных ситуациях не опускают руки, а пытаются найти решение. У них есть свои четкие установки и система ценностей.
Самосознание: распознавать своё эмоциональное состояние, называть его и адекватно выражать, рассказывать о своих чувствах, переживаниях, увлечениях, адекватно оценивать свое эмоциональное состояние;
Самоконтроль: осознавать свои эмоции, контролировать свои чувства, уметь ими управлять, слушать, слышать и понимать учителя и своих одноклассников, задерживать свои импульсы (не перебивать других в разговоре), сдерживать проявление своих эмоций, контролировать себя, управлять своим поведением на уроке, во время перемены, соблюдать школьные правила, развивать в себе волевые качества, воспитывать выдержку
Эмпатия (эмоциональная чуткость): распознавать различные эмоциональные состояния и принимать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, вырабатывать способность прислушиваться к чувствам окружающих, поддерживать и успокаивать другого.
Навыки взаимоотношений (умение управлять эмоциями других людей): уметь вести за собой, «зажечь» людей идеей, оптимизмом, использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, воодушевить, уметь работать в команде, эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык, предотвращать развитие конфликтов и регулировать конфликты, которые уже случились.