Развитие социального интеллекта способствует формированию у детей гибких навыков социального поведения, позволяющих им чувствовать себя более уверенно в меняющихся условиях социальной среды, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание смысла речи, а также невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Более того, развитие социального интеллекта позволяет самому ребёнку научиться оценивать собственные достоинства и недостатки, оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.
Коммуникативно-личностный (главный стержень социального интеллекта, В.Н. Куницына, 1991): что проявляется в выраженной потребности детей в общении со сверстниками, в проявлении открытости по отношению к другим людям (взрослым и сверстникам), в спокойном вступлении в диалог, в установлении доброжелательных отношений, в проявлении инициативы.
Особенности самосознания (специфика Я-образа и Я-концепции): что проявляется в возникновении интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, в возникновении чувства самоуважения и потребности в уважении другими, формировании положительного отношения к себе, эмоциональной устойчивости, адекватной самооценки.
Социальная перцепция: что проявляется в понимании взаимоотношений между людьми, в умении анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, различать деловые и личные отношения, в проявлении гибкости в отношениях, в умении прогнозировать межличностные отношения.
Эти компоненты представляют собой наиболее значимые направления социально- личностного развития детей младшего школьного возраста.