Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников

(составлена на основе программы Алендеевой О.М. «Шаги к успешности. 1 класс»)

1. Пояснительная записка

Новые социальные запросы определяют необходимость разработки специальных программ, построенных по системе формирования познавательной деятельности школьников, через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ученика самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствуя развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, реализуя технологию формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

Цель программы

Развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий (ВПД) и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться»

Задачи программы

  • Создание положительного эмоционального фона
  • Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.
  • Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь
  • Формирование (доступного на данном этапе развития) и совершенствование внутреннего плана действий.
  • Формирование универсальных учебных действий (необходимых и доступных детям на данном этапе развития).

2. Общая характеристика программы

Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.
  2. Формирование и совершенствование внутреннего плана действи.
  3. Формирование универсальных учебных действий.

Структура занятий

Каждое занятие в своей структуре имеет следующие основные элементы:

  • оценку своего эмоционального состояния;
  • прогнозирование своей учебной самостоятельности;
  • упражнения, активизирующие мыслительные процессы, слуховое внимание;
  • выполнение заданий в рабочей тетради;
  • самооценку своих усилий, стараний;
  • контроль, проверку и оценку своей работы;
  • подведение итогов занятия, рефлексию;
  • коллективные дидактические игры.

Методы и техники для работы

  • практические действия под руководством педагога;
  • упражнения с игровыми формами работы;
  • коллективные игры;
  • приёмы для осуществления прогностической и ретроспективной рефлексии;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • аудиовизуальные средства.

Формы работы

  • индивидуальная и групповая работа;
  • работа в парах;
  • групповое обсуждение.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.

3. Описание места учебной программы

Программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности для проведения групповых занятий общеинтеллектуальной направленности с учащимися 1-го класса. Предлагается проводить их одновременно с целым классом 1-2 раза в неделю с использованием «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии продолжительностью занятий 35 минут, во втором - 45 минут.

Примечание. При реализации содержания программы необходимо учитывать потенциальные возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. В связи с этим допускается увеличение или уменьшение количества часов на то или иное занятие. Рекомендуемое (минимальное и максимальное) количество часов на освоение программы: 33-66 ч.

Разноуровневые задания и их содержание в рабочей тетради в избыточном количестве позволяет педагогу на каждом занятии выбирать и давать детям дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебной программы

Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:

  1. быть активным и инициативным, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  2. доброжелательно относиться к сверстникам;
  3. проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных заданий и т.д.

5. Планируемые результаты освоения программы

Систематическое проведение занятий в первом классе по программе содействует формированию личностных результатов:

  • формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;
  • развитию любознательности;
  • развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;
  • целостному восприятию окружающего мира и т.д.

В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:

  • анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние;
  • понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение и т.д.

Метапредметные результаты:

На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:

Познавательные УУД:

  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
  • создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий и т.д.

Коммуникативные УУД:

  • быть открытым и способным выражать собственные мысли;
  • высказывать и аргументировать своё предположение;
  • слушать своих сверстников, убеждать и уступать и т.д.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно и т.д.

Разработанные задания способствуют развитию внутреннего плана действия и познавательных процессов.

 

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Форма оценивания:

  • прогностическая (оценка предстоящей работы);
  • ретроспективная (оценка выполненной работы);
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • Результаты выполнения определённых заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.

Общие критерии эффективности программы:

  • Проявление активности, инициативности, заинтересованности, хорошего эмоционального самочувствия ребёнка в школе.
  • Повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к познавательной деятельности.
  • Удовлетворенность учащихся и родителей и т.д.

Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

5. Cодержание программы

Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные:

  1. на развитие познавательных процессов, которые формируют информационную базу, ориентировочную основу психики;
  2. на формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение копировать образец; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований и т.д.

Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются почти все познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.

6. Тематическое планирование занятий по программе «Шаги к успешности. 1 класс»

Полное календарно-тематическое планирование занятий по программе «Шаги к успешности. 1 класс», с указанием основных видов учебной деятельности, представленно в методическом пособии к программе внеурочной деятельности.

7. Методическое обеспечение

Для реализации цели и задач программы создан учебно-методический комплект «Шаги к успешности, 1 класс», который включает учебно-методическое пособие, рабочую тетрадь, дидактический материал.

  1. Алендеева О.М. Шаги к успешности. 1 класс. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: Перфектум, 2015, 2019. - 64 с.: ил.
  2. Алендеева О.М. Шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. - Чебоксары: Перфектум, 2015, 2020. – 128 с.
  3. Алендеева О.М. Электронное дидактическое пособие для 1 классов общеобразовательных учреждений. – Чебоксары, 2020.

Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам-психологам, родителям, а также всем, кто заинтересован в развитии детей.

Рабочая тетрадь предназначена для проведения групповых занятий с учащимися 1-го класса, которая представляет собой комплексный материал специально разработанных и апробированных заданий и упражнений по развитию познавательных процессов, произвольного внимания, внутреннего плана действия и формированию универсальных учебных действий.

Электронное дидактическое пособие обеспечивает развитие произвольного внимания, объёма зрительной памяти, устойчивости внимания, конструктивного мышления; способствует созданию условий для формирования и совершенствования внутреннего плана действий школьника.

Апробировано в течение многих лет

12

Ежегодно обучаются

10тыс. +

Увлекательных заданий

5тыс. +

Рецензий

20

Подробную программу со сценариями и календарно-тематическим планированием для проведения занятий по внеурочной деятельности с 1 классами вы сможете найти по ссылке ниже.

Внеурочная деятельность для 1 класса