Новые социальные запросы определяют необходимость разработки специальных программ, построенных по системе формирования познавательной деятельности школьников, через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ученика самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствуя развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, реализуя технологию формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий (ВПД) и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться»
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.
Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Каждое занятие в своей структуре имеет следующие основные элементы:
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.
Программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности для проведения групповых занятий общеинтеллектуальной направленности с учащимися 1-го класса. Предлагается проводить их одновременно с целым классом 1-2 раза в неделю с использованием «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии продолжительностью занятий 35 минут, во втором - 45 минут.
Примечание. При реализации содержания программы необходимо учитывать потенциальные возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. В связи с этим допускается увеличение или уменьшение количества часов на то или иное занятие. Рекомендуемое (минимальное и максимальное) количество часов на освоение программы: 33-66 ч.
Разноуровневые задания и их содержание в рабочей тетради в избыточном количестве позволяет педагогу на каждом занятии выбирать и давать детям дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.
Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:
Систематическое проведение занятий в первом классе по программе содействует формированию личностных результатов:
В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:
На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:
Разработанные задания способствуют развитию внутреннего плана действия и познавательных процессов.
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные:
Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются почти все познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.
Полное календарно-тематическое планирование занятий по программе «Шаги к успешности. 1 класс», с указанием основных видов учебной деятельности, представленно в методическом пособии к программе внеурочной деятельности.
Для реализации цели и задач программы создан учебно-методический комплект «Шаги к успешности, 1 класс», который включает учебно-методическое пособие, рабочую тетрадь, дидактический материал.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам-психологам, родителям, а также всем, кто заинтересован в развитии детей.
Рабочая тетрадь предназначена для проведения групповых занятий с учащимися 1-го класса, которая представляет собой комплексный материал специально разработанных и апробированных заданий и упражнений по развитию познавательных процессов, произвольного внимания, внутреннего плана действия и формированию универсальных учебных действий.
Электронное дидактическое пособие обеспечивает развитие произвольного внимания, объёма зрительной памяти, устойчивости внимания, конструктивного мышления; способствует созданию условий для формирования и совершенствования внутреннего плана действий школьника.
Подробную программу со сценариями и календарно-тематическим планированием для проведения занятий по внеурочной деятельности с 1 классами вы сможете найти по ссылке ниже.
Внеурочная деятельность для 1 класса