Что такое «готовность к школе» и как узнать, готов ли ваш ребенок к первому классу?
Это руководство написано для родителей и педагогов, которое представляет собой исчерпывающий обзор навыков и умений необходимых для успешного обучения в школе. Мы подготовили чек-лист для проверки вашего ребенка.
Читайте дальше, чтобы узнать о подготовке ребенка к школе и что вы как родитель можете сделать, чтобы его обучение проходило легко.
В области дошкольного образования под готовностью к школе понимается готовность ребенка получить пользу от формального образования в групповом контексте.
Это означает, что ребенок приобрел необходимые навыки, чтобы справляться и преуспевать в первом классе школы.
Первый класс школы является первым формальным годом. Все годы, предшествующие этому классу, считаются неформальным обучением. В зависимости от того, в какой стране вы живете, этот год называется подготовительным, приемным, классом R или нулевым.
Приведенный ниже контрольный список можно использовать в качестве руководства для общих навыков в детском саду. Вашему ребенку необязательно знать буквы, звуки, цифры, чтобы идти в детский сад, но он должен обладать такими навыками, как самостоятельность, крупный моторный контроль, фонологическая осведомленность.
Хотя большинство рекомендаций предназначены для детского сада, не стоит изматывать ребенка формальным обучением в виде специальных занятий, поскольку в детском саду по-прежнему должно быть много игрового обучения.
Год перед первым классом также считается важным годом и в основном представляет собой полуформальную подготовку к началу полноценного обучения в школе.
Если вы хотите чтобы ваш ребенок полностью раскрыл свой потенциал и действительно получил пользу от формального образования, очень важно быть готовым.
Когда дети идут в первый класс, к которому они не готовы, они не только не получают пользы от учебного процесса, но и часто регрессируют. Им становиться сложно учиться, что отрицательно сказывается на их самооценке и эмоциональном состоянии.
Дети могут изо всех сил пытаться социализироваться внутри класса, но ввиду не достаточной зрелости возникают проблемы в социальном развитии.
Следовательно, чтобы быть готовыми к первому классу, дети должны быть готовы во всех сферах развития - социальном, эмоциональном, когнитивном и физическом.
Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.
Часто причина того, что ребенок повторяет год в подготовительной группе сада - заключается в том, что одна из областей его развития полностью не сформирована - например, их социальная или эмоциональная.
Повторение обычно приносит пользу ребенку, поскольку он чувствует себя более подготовленным и способным к формальному обучению.
В отличие от старшеклассника, сдающего экзамен, целостное развитие маленького ребенка нельзя измерить с помощью теста.
Это верно, потому что большая часть их готовности связана с физической, эмоциональной и социальной зрелостью.
Подготовка к школе
Готовность ребенка к школе можно проверить, сравнив, как ваш ребенок взаимодействует и ведет себя с другими детьми того же возраста.
Родители обычно могут сказать, готовы ли их дети, а учитель сможет сказать, готов ли ребенок в целом или нет.
Нет точных критериев и реального способа установить 100% готовность, потому что все дети совершенно разные и развиваются с разной скоростью. У них также есть разные сильные и слабые стороны.
Все онлайн-тесты проверки готовности имеют разные критерии, хотя они примерно одинаковы. Это связано с тем, что не существует точного числа навыков, которые ребенок должен уметь делать, чтобы справляться в школе.
Контрольный список - это просто общее руководство.
Поэтому дети готовы к школе, когда:
Готовность, конечно, не точная наука. Каждый ребенок уникален и сравнивать его с другим ребенком некорректно, однако некоторые сравнения будут полезны для вас, как для родителей.
Например, ваш ребенок может сосредоточиться на задаче только 1 минуту, а большая часть группы может сосредоточиться в течение 10 минут, это признак того, что ваш ребенок столкнется с трудностями в первом классе.
Таким образом, при проверке вашего ребенка по контрольному списку необязательно соответствовать всем критериям, но должен соответсвовать большинству из них.
Некоторые школы предпочитают проводить оценку готовности к школе с детьми, идущими в первый класс.
Этот тест обычно довольно короткий, поскольку у детей этого возраста ограниченный диапазон концентрации.
Этот вид оценки обычно включает тестирование определенных навыков, таких как слуховая память ребенка или его фонологическая осведомленность.
Этот тест не является идеальным показателем способностей ребенка, поскольку дети могут нервничать, когда им задают вопросы в новой среде. Однако учитель, проводящий оценку, должен понимать это, и сделать тест веселым и интерактивным.
Подобные оценки могут дать некоторое представление о способностях ребенка. Здесь не будет строгого измерения критериев, а скорее будет сформировано мнение о предполагаемой общей способности ребенка вписаться в класс.
Обычно, когда родителю говорят, что ваш ребенок не готов к школе, это значит, что существует очевидный пробел или он еще недостаточно зрел.
Повторный год в подготовительном классе это не проблема, главное чтобы ребенок был полностью готов к формальному обучению.
В конечном итоге решение всегда должно основываться на том, что лучше для ребенка.
Это очень общие рекомендации, но если вы находите отражение своего ребенка, в следующих пунктах то, ему может потребоваться дополнительное время, чтобы повзрослеть:
Чтобы ребенок считался готовым к школе, он должен иметь хорошо развитые эмоциональные, социальные, физические и когнитивные навыки.
Навыки общей готовности
Это общие навыки, которым ваш ребенок должен овладеть в дошкольном возрасте. В следующем разделе обсуждаются четыре основных направления развития.
Четыре основных направления развития ребенка
Все области развития подпадают под одну из этих категорий.
Ниже приводится руководство по критериям, которым должен соответствовать ваш ребенок, чтобы его считали готовым к школе.
Поскольку все дети разные и развиваются с разной скоростью, у вашего ребенка могут быть одни навыки лучше, чем другие. Важно, чтобы большинство критериев соответствовали вашему ребенку, но не беспокойтесь, если некоторые навыки недостаточно развиты.
Эти пробелы можно устранить дома. См. раздел в конце о том, как вы можете поработать над этими навыками и помочь своему ребенку.
Основные этапы
Основные этапы определены в четырех областях развития - эмоциональном, социальном, физическом и когнитивном.
Важно отметить, что когнитивное развитие является не важнее, чем три другие области. Все они одинаково важны для успешного обучения в школе.
Например, недостаточный уровень развития мелкой моторикой может серьезно повлиять на способность вашего ребенка научиться писать, а ребенок который эмоционально не готов бороться со своим чувством не умения, так и будет отрицать обучение.
Просто читая ребенку перед сном, вы сможете узнать соответствует ли ваш ребенок эмоциональным и социальным требованиям, однако вы можете сделать и несколько заметок о физических и когнитивных навыках.
Определенные навыки, такие как определение рифмующихся слов или определение последовательности действий в рассказе, очень важны для определения успешности чтения в дальнейшем. Убедитесь, что уделяли достаточное внимание этому.
Эмоциональное развитие
Не капризничает, когда вы оставляете его в саду/занятиях/родственниками |
Не требует постоянного присутствия взрослого рядом с собой |
Имееет здоровую самооценку и чувствует себя уверенным |
Принимает авторитет и умеет соблюдать простые правила дома и в школе |
Имееет хорошие навыки ухода за собой - самостоятельно одеваться, есть, ходить в туалет. |
Чувствует себя комфортно, отправляясь куда-нибудь без вас - например, оставайтесь у бабушки, друга. |
Выражает чувства здоровым образом |
Работает над задачей самостоятельно |
Работает тихо и спокойно |
Задаёт вопросы и обращается за помощью при необходимости |
С легкостью следует домашним и школьным распорядкам |
Справляется с разочарованиями по-взрослому |
Проявляет настойчивость и целеустремленность при работе над задачей |
Социальное развитие
Умеет соблюдать очередь и делиться с другими |
Налаживает здоровые отношения со сверстниками |
Общается с более чем одним сверстником (а не только с одним «особенным» другом) |
Проявляет настойчивость, когда это необходимо, а также уметь следовать примеру другого |
Правильно и независимо справляется с конфликтами (не сообщая всегда об этом взрослым) |
Показывает манеры без подсказки - например, говорит "пожалуйста", "спасибо" и "извините". |
Уважает чужую собственность |
Работает в группе |
Проявляет уважение и слушает, когда кто-то говорит - сверстник или взрослый |
Физическое и моторное развитие
Легко бегает, карабкается и двигается |
Балансирует при ходьбе по балке |
Различает левое и правое |
Бросает и ловит мяч |
Может ходить по прямой |
Прыгает на одной ноге |
Может стоять на одной ноге 5 секунд, сохраняя равновесие. |
Умеет пропускать ход в игре |
Есть навык пересечении средней линии |
Правильно держит карандаш или мелок |
Режет ножницами по линии |
Делает действия, требующие работы мелкой моторики |
Знает свою рабочую руку |
Ритмично двигается под музыку |
Может долго сидеть с прямой осанкой |
Может сидеть скрестив ноги, не падая. |
Регулярно посещает школу/сад - часто не болеет |
Когнитивное развитие
Знать формы и цвета |
Собирать пазлы |
Видеть сходства и различия на картинке |
Отличает передний план от фона на изображении |
Оценивает и планирует |
Группирует, классифицирует и сортирует объекты и информацию |
Может скопировать простой узор |
Выполняет базовое сложение и вычитание |
Использует математические термины, такие как больше, меньше, сначала, вместе, длиннее, короче и т. Д. |
Имеет понятие времени - будни, времена года, утро / день / вечер и т. д. |
Понимает причину и следствие (например, последствия определенных действий) |
Решает проблему с пониманием |
Имеет отличные навыки аудирования |
Уметь следовать устным инструкциям (как минимум, состоящим из двух или трех частей ) |
Слушает рассказ и последовательно вспоминает события |
Отвечает на вопросы об истории и запоминайте подробности |
Запоминает простые песни и детские стишки |
Определяет рифмующиеся слова |
Слушит начальные и конечные звуки в словах |
Определяет и обсуждает персонажей в рассказе |
Выражает мнение об истории |
Проявляет интерес к книгам и чтению |
Знает названия некоторых букв |
Говорит четко и правильно используйет грамматику |
Имеет хорошо развитый словарный запас |
Участвует в обсуждениях дома и в школе |
Может концентрироваться на одной задаче не менее 20 минут. |
Выполняет поручения |
Этот контрольный список должен дать вам представление о том, на каком уровне находится ваш ребенок.
Вероятнее всего ваш ребенок, посещает дошкольное учреждение и многому учится, но вы также можете сыграть большую роль, помогая ему подготовиться к школе.
Мы знаем, что дети узнают гораздо больше от своих родителей, чем от учителей или сверстников. Вы - первая связь ваших детей с миром. Они учатся без остановки, наблюдая за вами и взаимодействуя с вами.
Время, которое вы проводите со своими детьми - это хорошая возможность для обучения и развития. Это не значит, что вам нужно подвергать детей стрессу, заставляя их учиться читать, писать, считать.
Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.
Готовность к школе начинается в младенчестве
Готовность к школе - это не внезапно полученные умения, когда дети достигают определенного возраста. Это совокупность всех знаний и навыков, которые ребенок усвоил с самого рождения.
Быть готовым - это больше об общей зрелости и уровне навыков, чем об изучении конкретных вещей или обретении определенных знаний.
Обучение через игру
Так как же ваши дети осваивают все эти замечательные навыки, которые подготовят их к формальному образованию?
Не чем иным, как старомодной доброй игрой. К сожалению, это становится немного недооцененным в сегодняшнем обществе, когда в расписании детей появляется множество непрерывных дополнительных занятий и слишком рано вводят формальные занятия, такие как чтение и письмо.
Игра - самое важное занятие для общего развития вашего ребенка. Самое важное.
Важно, чтобы у вашего ребенка было достаточно возможностей участвовать во всех типах игр.
Должно быть достаточно времени для свободной игры, где ваш ребенок сам решает, во что играть и где играть.
Мероприятия по подготовке к школе и советы родителям
Любая игровая деятельность, в которой вы участвуете со своим ребенком, является частью подготовки к школе.
Вы можете изменить представление ребенка к учебному процессу, проводя занятия в игровой форме.
Самым важным является то, что вы знаете о навыках, которым дети должны овладеть до начала формального школьного образования, и стараетесь, создать игровую возможность для отработки этих различных навыков.
Каким навыкам вы должны научить своего ребенка?
Вкратце, вашим детям необходимо в процессе игры овладеть следующими основными навыками:
Зачем детям нужны эти навыки?
Все, что ваш ребенок должен делать в школе, будет зависеть от этих основных навыков. Для того чтобы научиться держать карандаш или писать, требуется хорошо развитая крупная моторика, мелкая моторика и навыки визуального восприятия.
Чтобы научиться читать, детям необходимо отличное слуховое и зрительное восприятие. Выучить буквы и издаваемые ими звуки - это еще не все, что нужно для чтения. Вот лишь несколько навыков, необходимых для обучения чтению:
Многие задачи в школе требуют сочетания различных навыков, поэтому лучший шанс, который вы можете дать своему ребенку, - это убедиться, что у него есть все базовые навыки.
Как научить ребенка этим навыкам?
Многие из этих навыков будут приобретены естественным путем в процессе свободной игры, однако им также следует научиться в играх и мероприятиях под руководством взрослых.
Вы можете просмотреть все упомянутые выше навыки и найти идеи для работы над всеми этими компонентами.
Если вы просматриваете контрольный список и чувствуете, что ваш ребенок по многим пунктам не готов к школе, не волнуйтесь и не думайте, что вы сделали что-то не так. Мы обучали многих детей, которые повторно оставались в детском саду, и все они вскоре стали высокофункциональными и компетентными учениками.
Худшее, что вы можете сделать - это отправить ребенка в первый класс если он не готов. Постоянные попытки догнать других и ощущение своей некомпетентности в конечном итоге не помогут их развитию.
Повторить обучение в подготовительной группе - это не проблема. Просто позвольте этому быть, если это необходимо, и вместе с педагогами продолжайте помогать своему ребенку.