Руководство по развитию мелкой моторики для дошкольников

Что такое мелкая моторика и как помочь ребенку развить их с помощью простых действий?

Что такое развитие мелкой моторики?

Физическое развитие - одна из четырех основных областей роста вашего ребенка, наряду с социальным, эмоциональным и интеллектуальным развитием. 

Навыки, которые позволяют ребенку двигаться, известны как двигательные навыки. Двумя основными типами моторики являются крупная моторика и мелкая моторика.

Важно, чтобы и то и другое было хорошо развито у детей, чтобы они были готовы к школе и могли действовать независимо.

Разница между крупной и мелкой моторики

Полная моторика относится к развитию крупных мышц тела, которые позволяют ребенку ходить, лазать, балансировать и т. Д.

Мелкая моторика относится к развитию мелких мышц, которые позволяют ребенку держать карандаш или застегивать пуговицу на рубашке. Она включает координацию глаз и рук, координацию глаз и пальцев, силу и контроль пальцев, а также развитие таких мышц, как пальцы ног и язык.

Двигательные навыки развиваются от головы вниз и от тела наружу (к конечностям). После этого укрепляются мышцы пальцев рук, ног, языка и т. д.

Таким образом, крупная моторика развивается раньше, чем мелкая моторика. Это можно увидеть у дошкольников, которые умеют лазать, бегать и ходить, но все еще учатся держать карандаш или пользоваться ножницами.

Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.

Вот отличное объяснение разницы между двумя видами двигательной активности:

Примеры мелкой моторики

Вот несколько примеров мелкой моторики:

  • Хранение / обращение с мелкими предметами
  • Рисование, живопись и т. д.
  • Пролистывание страницы книги
  • Резка, склейка и фальцовка
  • Прием пищи
  • Строительство из блоков и игра с мелкими предметами
  • Задачи по уходу за собой, такие как одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка зубов и т. д.
  • Письмо

Почему важно развивать мелкую моторику?

Дети должны развивать мелкую моторику, чтобы научиться выполнять основные повседневные задачи, такие как одевание, завязывание шнурков для обуви, приготовление пищи и другие задачи по уходу за собой.

В школе они должны уметь вырезать, вставлять и рисовать, а мелкая моторика абсолютно необходима для обучения письму.

Прежде чем дети смогут научиться писать буквы и контролировать карандаш, они должны развить свои моторные навыки.

В ранние годы может возникнуть соблазн попытаться научить детей ясельного и дошкольного возраста писать как можно раньше, но в таком юном возрасте в этом нет необходимости. Их мускулы еще не достаточно развиты для того, чтобы управлять карандашом.

Первые годы - время для развития навыков подготовки к письму, в основном за счет занятий, которые развивают мышцы пальцев.

Не следует упускать из виду важность развития мелких мышц, и у ваших детей должно быть много возможностей ежедневно практиковать эти навыки, особенно в дошкольном возрасте.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Вот краткий обзор развития мелкой моторики детей в течение первых 6 лет.

Если ваш ребенок достигнет всех вех, ему будет легче справляться с учебной работой в школе, особенно с письмом.

Если она испытывает трудности с выполнением некоторых из основных задач, таких как правильное разрезание или удерживание мелка, читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете дома поработать над этими основными навыками.

От рождения до 18 месяцев:

В младенчестве и в раннем детстве ваш ребенок должен научиться:

  • Брать игрушки в отдельные руки
  • Подбирать мелкие предметы пальцами
  • Указывать на объект указательным пальцем
  • Строить базовую башню из 3 блоков.

2 года:

В этом возрасте ваш ребенок учится:

  • Строить башню из 6, 7 и более блоков.
  • Переворачивать страницы книги по одной
  • Распознавать мелкие детали на картинках
  • Рисовать линии, круги и буквы.

3 года:

В 3 года ваш ребенок может:

  • Построить башню из 10 блоков.
  • Держать карандаш правильной рукой, держать его между двумя первыми пальцами и большим пальцем. 
  • Рисовать человека с головой и несколькими чертами лица
  • Рисовать кистью
  • Вырезать игрушечными ножницами

4 года:

В 4 года ваш ребенок учится:

  • Строить башню из более чем десяти блоков с мостами и строить «ступеньки» из блоков.
  • Рисовать человека с руками, пальцами, ногами и т. д.
  • Рисовать дом
  • Копировать буквы
  • Разрезать по прямой
  • одеваться и раздеваться

5 лет:

С 5 лет ваш ребенок должен уметь:

  • Подбирать и обрабатывать крошечные предметы
  • Копировать и строить сложные башни и конструкции.
  • Хорошо управлять карандашом или рисовать кистью
  • Раскрашивать рисунок рамках линий
  • Копировать квадрат и треугольник
  • Точно резать ножницами
  • Имитировать «письмо», копируя буквы или слова, не обязательно зная, что он пишет.

Развитие навыков мелкой моторики в домашних условиях

Мелкую моторику можно развить с помощью основных повседневных действий . Вам не нужно покупать какое-либо модное оборудование или комплекты для точной моторики. Используя предметы повседневного обихода, вы можете предложить множество забавных занятий, которые укрепят мышцы пальцев.

В то время как ваши дети, безусловно, отрабатывают некоторые из этих навыков в школе, как родитель вы должны предоставлять эту возможность и дома.

Многолетний опыт работы в школе показал, что многие дети в настоящее время борются с этими базовыми навыками и проявляют повышенные трудности с письмом.

Это может быть связано с увеличением времени просмотра дисплеев различных устройста и сокращением времени для игр дома, что приводит к плохому развитию крупной и мелкой моторики.

Следите за тем, чтобы у ваших детей было достаточно времени для игр каждый день, и часть этого времени тратится на простые художественные занятия и другие мелкие моторные занятия.

10 упражнений на развитие мелкой моторики, которыми должны заниматься дошкольники

Вот 10 основных занятий, которые ваши дети должны делать почти ежедневно, чтобы развивать мелкую моторику.

Хотя в поисковиках есть бесконечное количество идей для творческой мелкой моторики, мы рещили поделиться с вами простыми занятиями, которые вы можете позволить своему ребенку делать дома, чтобы развить эти важные навыки.  Вам не нужны модные гаджеты. Самые распространенные и легкие занятия обычно оказываются наиболее эффективными.

Помните - чем свободнее будет деятельность, тем лучше для развития и творческих способностей вашего ребенка. Например, просто рисунок намного лучше, чем использование книжки-раскраски.

1. Рисование

Художественная деятельность - один из лучших способов развить мелкую моторику. Предоставляйте вашему ребенку ежедневные возможности для творчества, используя различные материалы и средства.

Дети должны рисовать каждый день в обязательном порядке. Они хотят рисовать и творить от природы. Используйте возможность представить различные среды, такие как:

  • Рисование масляной пастелью, цветными карандашами , светодиодными карандашами, ручками,  моющимися фломастерами.
    и маркеры.
  • Рисование мелом на доске или на тротуаре мелом на улице 
  • Используйте любые другие средства, которые только можете придумать. Приучите ребенка держать посуду разного размера и формы и научиться управлять ею.
  • Рисование восковыми мелками разного размера и толщины

Хотя может возникнуть соблазн купить вашему ребенку книжки-раскраски и позволить им раскрасить заранее нарисованные картинки, это абсолютный убийца творчества. Чистый лист бумаги будет стимулировать творческий подход к рисованию, раскраска не будет иметь такого же эффекта!

Дети проходят предсказуемые этапы рисования, когда у них есть достаточно возможностей для свободного рисования.

2. Живопись

Живопись - еще один фаворит всех детей. Чем грязнее будет работа, тем лучше! Раскрашивать можно разными способами:

  • Рисуйте на бумаге кистями разного размера, сидя или стоя и рисуя за мольбертом.
  • Используйте краску для пальцев
  • Раскрасьте листья, веточки или другие натуральные материалы.
  • Добавьте в краску жидкость для мытья посуды и надуйте пузыри, затем поймайте пузыри на бумаге.
  • Используйте разные типы красок - например, акварельные и темперные краски.

3. Резка

Резка - важный навык, которым следует регулярно заниматься.

Со временем дети учатся правильно держать ножницы и держать бумагу другой рукой, контролируя бумагу во время резки. Продемонстрируйте правильный захват и при необходимости помогите ребенку.

Режущие работы включают в себя:

  • Резка бумаги без линий - резка свободно
  • Резка по линиям - например, по прямым, волнистым линиям
  • Вырезание фигур - например, квадратов, треугольников, кругов
  • Вырезание картинок по линиям

Нарежьте разные типы бумаги (например, картон, газеты, папиросную бумагу и т. д.) 

Рвать предметы - отличное занятие для развития мышц пальцев. Сначала кусочки будут большими и случайными, но со временем ваш ребенок сможет рвать маленькие кусочки бумаги на нужные им размеры.

  • Позвольте вашему малышу или дошкольнику (даже вашему ребенку) свободно рвать бумагу и привыкнуть управлять ею пальцами.
  • Сделайте коллаж из цветной бумаги или журналов и оторвите кусочки бумаги, чтобы наклеить на картинку.
  • Сделайте конфетти разного цвета, разорвав бумажки и разделив их по цвету.
  • Рвите разные материалы - газету, бумагу, журнальную бумагу, картон, папиросную бумагу и т. Д.

4. Развивать умение клеить

Детям нужно время, чтобы узнать, как нанести правильное количество клея на что-либо (будь то жидкость или палочка), как наклеить его именно там, где они хотят, приклеить прямо и т. д. Склеивание можно выполнять различными способами:

  • Используйте жидкий клей (особенно для детей младшего возраста) и позвольте им попасть туда пальцами! Многие дети изо всех сил пытаются испачкать руки в песочнице или от клея и краски. 
  • Приклейте случайные обрывки бумаги или вырезки с помощью клея для рукоделия.
  • Постройте из бумаги и коробок и используйте жидкий клей. Поощряйте их проявлять настойчивость, пытаясь что-то склеить. Выньте рулоны скотча и дайте им поэкспериментировать со скотчем .

5. Пластилин

Дети любят играть с пластилином. Можете чередовать домашнее тесто и глину.

Пластилин не только укрепляет пальцы и развивает моторику, но также стимулирует творческие способности, навыки планирования и мышления.

  • В остальное время предоставьте формочки для печенья, инструменты и т. Д.
  • Поощряйте ребенка находить свои собственные предметы для лепки (которые не входят в набор), например чашки из кухни.
  • Используйте игрушки, чтобы сопровождать их творения из пластилина (например, динозавров на своей горе из пластилина) и одновременно поощряйте фантазийные игры. В следующий раз они смогут сделать и динозавра из пластилина.

Это также очень терапевтическое и расслабляющее занятие. У детей действительно должна быть возможность ежедневно играть с тестом. В Интернете есть бесконечное количество рецептов пластилина, в зависимости от того, насколько красивым и стойким вы хотите, чтобы они были.

6. Работа с нитками и шнуровка

Работа с нитками - отличное занятие для развития мелкой моторики. Многие дети действительно борются с этим, поэтому сделайте своим приоритетом научить своего ребенка нитям.

Этим занятием можно заниматься с раннего возраста.

  • Дайте пустую катушки для того чтобы ребенок накрутил нитку.
  • Предложите надеть макаронна нитку и сделать простое колье.
  • По мере того, как ваш ребенок становится старше, отверстия должны уменьшаться. Перейдите к бусинкам небольшого размера, которые требуют большой концентрации и усилий для нити.

Подобно надеванию ниток, но отличается другим навыком, шнуровкаотлично подходит для развития координации глаз и пальцев.

Чтобы сделать инструмент для шнуровки, просто вырежьте фигуру из плотного картона, проделайте отверстия по краям и зашнуруйте веревку вокруг фигуры.

7. Стройка

Строительные наборы, купленные в магазине, прекрасны, но они совершенно не нужны.

Заведите большую корзину у себя дома и наполните ее рулонами туалетной бумаги, коробками, бумагой и любыми другими полезными предметами.

Вы будете наблюдать, как ваш ребенок ломает голову, пытаясь удержать здание, чтобы оно не рухнуло, и он будет учиться решать проблемы, с которыми они не столкнутся, в готовых наборах.

Имейте в наличии все типы строительных блоков разных размеров. По мере того как блоки становятся меньше, ваш ребенок будет все больше полагаться на мелкую моторику, чтобы управлять ими. 

Хороший набор деревянных блоков должен быть обязательным в каждом доме и школе.

8. Головоломки.

Пазлы хороши тем, что их построение развивает когнитивные навыки, а также мелкую моторику. Даже малыши могут собирать простые головоломки.

  • Начните с больших деревянных пазлов, которые ваш ребенок может держать в руках и в которых количество деталей соответствует уровню вашего ребенка.
  • Правильный уровень - это головоломка, которая нравится вашему ребенку и которую он может решить, выполнив несколько задач. Если они оставят загадку и сдадутся, она, вероятно, будет слишком сложной.
  • По мере взросления ребенка переходите к пазлам, состоящим из более мелких деталей и большего количества деталей. Они требуют большого контроля над мелкой моторикой, чтобы присоединиться и соответствовать, а также большой умственной деятельности.

9. Пегборды

Пегборды хороши тем, что части крошечные, и ваш ребенок должен научиться правильно держать их, держать их правильно и осторожно вставлять в отверстия. Они представляют собой сложную задачу для ребенка и требуют много внимания и контроля.

  • Начните с перфорированных досок большего размера, а позже переходите к более мелким.
  • Позвольте вашему ребенку произвольно прикреплять колышки, пока он не будет готов создавать выкройки или картинки (свободно).
  • Представьте карточки с образцами, по которым ваш ребенок сможет воссоздать установленный образец.

Творческий родитель может найти способ сделать деревянную доску и самодельные колышки, однако это один из предметов, который я бы купил. Вот хороший набор карточек с выкройками.

Пегборды хороши по многим причинам - они развивают мелкую моторику, учат детей составлять, продолжать и следовать шаблонам, а также дают бесконечный математический опыт (например, арифметику, геометрию, площадь, квадратные числа и т. Д.).

10. Подобрать палочки.

Палки-пики развивают у ребенка внимательность, управляемость пальцами и мелкие мышцы. Сначала будет сложно играть, но вашему ребенку понравится задача следить за тем, чтобы палки не двигались.

В эту игру также можно играть соломкой, ветками из сада или длинными коктейльными палочками.

Что произойдет, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Если ваш ребенок испытывает трудности с задачами, соответствующими его возрасту и которые он должен уметь выполнять, ему может потребоваться вмешательство эрготерапевта.

Некоторые из них также могут быть признаками задержки моторного развития:

  • Неуклюжесть
  • Плохая самооценка - это происходит из-за того, что ребенок не владеет адекватным двигательным контролем и поэтому не исследует и не экспериментирует так много, как другие.
  • Плохая концентрация
  • Плохая осанка - ребенок может быстро устать и предпочитать лежать.

Если проблема не кажется серьезной, вы можете предпочесть несколько недель интенсивно заниматься мелкой моторикой дома с ребенком.

По прошествии некоторого времени оцените, есть ли улучшение. Возможно, будет лучше отправить вашего ребенка к терапевту для оценки и определения того, как вы можете ему лучше всего помочь.

В любом случае убедитесь, что ваш ребенок получает адекватную поддержку как можно раньше. Игнорирование таких знаков только усугубляет проблему, и дети в конечном итоге с трудом могут писать и выполнять свою работу в младших классах.