Разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Учебно-методический комплект для реализации внеурочной деятельности в 1 классе включает:

Методическое пособие

адресовано учителям начальных классов, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, родителям - всем, кто заинтересован в развитии детей

Рабочая тетрадь

адресована учащимся первых классов для групповых и индивидуальных занятий по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий

Дидактический материал

материал многолетнего пользования для проведения групповых и индивидуальных занятий включает бумажное приложение «Силуэты» и электронный дидактический материал для 1 класса

методическое пособие внеурочной деятельности 1 класс

Учебно-методическое пособие для педагога

Использование пособия позволяет педагогу, без больших временных затрат, организовать и проводить внеурочные занятия с учащимися 1 класса по общеинтеллектуальному направлению.

Предлагаемые в учебно-методическом пособии методы и приемы по организации внеурочной деятельности c первоклассниками позволяют воспитать и сохранить устойчивый интерес детей к познавательной деятельности, научить ребенка получать удовольствие и радость от интеллектуальных занятий. Формы и методы организации контроля и оценки результатов, позволяют отражать достижения и отмечать индивидуальный прогресс каждого ребёнка.

Готовая к использованию рабочая программа

Программа внеурочной деятельности для 1 класса направлена на развитие познавательных процессов и формирование универсальных учебных действий у учащихся первых классов. Особое внимание в программе уделяется развитию зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, формированию и совершенствованию внутреннего плана действий. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно-тематическое планирование

В учебно-тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся, темы занятий, последовательность их изучения, количество часов, выделяемых на изучение темы, а также цель и задачи каждого занятия.

Подробные сценарии занятий

В учебно-методическом пособии представлено подробное описание внеурочных занятий, даны инструкции к каждому заданию, контрольные ответы, критерии и шкалы оценивания результатов учебной деятельности.

Апробировано

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса представляет комплексный материал специально разработанных и апробированных заданий и упражнений по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников. Пособие создано с огромным желанием помочь педагогам и родителям воспитывать у детей с первых дней обучения в школе познавательный интерес, познавательную активность. Рабочая тетрадь включает задания на развитие:

  • Внутреннего плана действия
  • Слухового и зрительного восприятия
  • Мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
  • Внимания: устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объема
  • Различных видов памяти
  • Произвольного внимания
  • Логического и пространственного мышления
  • Творческого мышления, подвижности и гибкости мышления
ученики на занятих

На основе разработанных заданий первоклассник учится:

    • Прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений
    • Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, или еще неизвестно
    • Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей
    • Оценивать правильность выполнения своих действий
    • Контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда
    • Развивать способность к рефлексии
    • Учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий
1

Электронный дидактический материал

Электронный дидактический материал обеспечивает развитие произвольного внимания, объема зрительной памяти, устойчивости внимания, конструктивного мышления; способствует созданию условий для формирования и совершенствования внутреннего плана действий школьника, позволяет организовать работу так, чтобы дети смогли узнать свой результат сразу же после выполнения задания, а не через некоторое время, когда уже исчезает интерес узнать: "Как я выполнил: правильно или с ошибками?"

2

“Силуэты”

Дидактический материал “Силуэты” способствует развитию пространственных представлений, комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, мелкой моторики и формированию волевых качеств личности.

Дидактический материал

дети занимаются с дидактическим материалом

Общеинеллектуальное направление

Содержательные линии внеурочной деятельности в 1 классе:

Развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В предлагаемой программе на развитие познавательных процессов уделяется особое внимание. Эти процессы, как составная часть, входят в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Изучено, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит и легкость, и эффективность его учения.

Формирование и совершенствование внутреннего плана действий

Важное внимание в данной программе отводится формированию и совершенствованию структурных компонентов внутреннего плана действий у учащихся первого класса, что обеспечивает умение детьми ставить перед собой цель, предусмотреть и сопоставить в уме возможные варианты своих действий, сделать выбор, составить план действий, следовать намеченному плану, реализовать задуманное, выразить в развернутой речевой форме результат своих действий.

Развитие произвольного внимания

Произвольное (преднамеренное) внимание - это внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Произвольное внимание позволяет школьнику контролировать процесс своей деятельности и достигать конкретной цели, а также формирует ответственное отношение к обучению. Многие трудности в обучении детей являются следствием дефицита внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности. Введение в систему уроков и внеурочной деятельности специальных упражнений и игр на развитие произвольного внимания способствует его развитию, что в свою очередь, приводит к повышению качества знаний школьника.

Формирование универсальных учебных действий

Для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных познавательных универсальных учебных действий автором предложены разные новые приемы, методы работы и формы учебного взаимодействия. Разработаны методические рекомендации и инструкции по использованию детьми инструментов оценивания. Особое место в программе отводится формированию у детей способности к рефлексии. Ведь умение рефлексировать пригодится ребенку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поэтому на каждом занятии организация рефлексии является обязательным видом внеурочной деятельности.

Преимущества и особенности программы

Наименование и стоимость пособий, входящих в УМК «Шаги к успешности», 1 класс

Для оформления заказа выберите учебные пособия, укажите их количество.

Полный комплект, ₽2000

Для педагога
  • Учебно-методическое пособие, 1шт.
  • Рабочая тетрадь, 1шт.
  • Эл. дидактический материал, 1шт.
  • Бумаж. приложение "Силуэты", 1шт.
шт.

Уважаемые коллеги и родители! Спасибо за ваши искренние отзывы! Очень приятно услышать и важно знать, что наши учебные пособия помогают вашим детям получать удовольствие и радость от интеллектуальной деятельности! Нам очень важно получать обратную связь от педагогов, родителей и детей о наших пособиях. Ваши мнения очень значимы для нас. Благодарим Вас и ценим, что вы нашли время и написали отзыв. С огромным уважением и благодарностью, Ольга Михайловна Алендеева.

Отзывы от педагогов и родителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников

(составлена на основе программы Алендеевой О.М. «Шаги к успешности. 1 класс»)

1. Пояснительная записка

Новые социальные запросы определяют необходимость разработки специальных программ, построенных по системе формирования познавательной деятельности школьников, через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ученика самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствуя развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, реализуя технологию формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

Цель программы

Развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий (ВПД) и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться»

Задачи программы

  • Создание положительного эмоционального фона
  • Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.
  • Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь
  • Формирование (доступного на данном этапе развития) и совершенствование внутреннего плана действий.
  • Формирование универсальных учебных действий (необходимых и доступных детям на данном этапе развития).

2. Общая характеристика программы

Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.
  2. Формирование и совершенствование внутреннего плана действи.
  3. Формирование универсальных учебных действий.

Структура занятий

Каждое занятие в своей структуре имеет следующие основные элементы:

  • оценку своего эмоционального состояния;
  • прогнозирование своей учебной самостоятельности;
  • упражнения, активизирующие мыслительные процессы, слуховое внимание;
  • выполнение заданий в рабочей тетради;
  • самооценку своих усилий, стараний;
  • контроль, проверку и оценку своей работы;
  • подведение итогов занятия, рефлексию;
  • коллективные дидактические игры.

Методы и техники для работы

  • практические действия под руководством педагога;
  • упражнения с игровыми формами работы;
  • коллективные игры;
  • приёмы для осуществления прогностической и ретроспективной рефлексии;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • аудиовизуальные средства.

Формы работы

  • индивидуальная и групповая работа;
  • работа в парах;
  • групповое обсуждение.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.

3. Описание места учебной программы

Программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности для проведения групповых занятий общеинтеллектуальной направленности с учащимися 1-го класса. Предлагается проводить их одновременно с целым классом 1-2 раза в неделю с использованием «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии продолжительностью занятий 35 минут, во втором - 45 минут.

Примечание. При реализации содержания программы необходимо учитывать потенциальные возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. В связи с этим допускается увеличение или уменьшение количества часов на то или иное занятие. Рекомендуемое (минимальное и максимальное) количество часов на освоение программы: 33-66 ч.

Разноуровневые задания и их содержание в рабочей тетради в избыточном количестве позволяет педагогу на каждом занятии выбирать и давать детям дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебной программы

Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:

  1. быть активным и инициативным, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  2. доброжелательно относиться к сверстникам;
  3. проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных заданий и т.д.

5. Планируемые результаты освоения программы

Систематическое проведение занятий в первом классе по программе содействует формированию личностных результатов:

  • формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;
  • развитию любознательности;
  • развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;
  • целостному восприятию окружающего мира и т.д.

В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:

  • анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние;
  • понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение и т.д.

Метапредметные результаты:

На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:

Познавательные УУД:

  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
  • создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий и т.д.

Коммуникативные УУД:

  • быть открытым и способным выражать собственные мысли;
  • высказывать и аргументировать своё предположение;
  • слушать своих сверстников, убеждать и уступать и т.д.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно и т.д.

Разработанные задания способствуют развитию внутреннего плана действия и познавательных процессов.

 

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Форма оценивания:

  • прогностическая (оценка предстоящей работы);
  • ретроспективная (оценка выполненной работы);
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • Результаты выполнения определённых заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.

Общие критерии эффективности программы:

  • Проявление активности, инициативности, заинтересованности, хорошего эмоционального самочувствия ребёнка в школе.
  • Повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к познавательной деятельности.
  • Удовлетворенность учащихся и родителей и т.д.

Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

5. Cодержание программы

Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные:

  1. на развитие познавательных процессов, которые формируют информационную базу, ориентировочную основу психики;
  2. на формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение копировать образец; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований и т.д.

Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются почти все познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.

6. Тематическое планирование занятий по программе «Шаги к успешности. 1 класс»

Полное календарно-тематическое планирование занятий по программе «Шаги к успешности. 1 класс», с указанием основных видов учебной деятельности, представленно в методическом пособии к программе внеурочной деятельности.

7. Методическое обеспечение

Для реализации цели и задач программы создан учебно-методический комплект «Шаги к успешности, 1 класс», который включает учебно-методическое пособие, рабочую тетрадь, дидактический материал.

  1. Алендеева О.М. Шаги к успешности. 1 класс. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: Перфектум, 2015, 2019. - 64 с.: ил.
  2. Алендеева О.М. Шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. - Чебоксары: Перфектум, 2015, 2020. – 128 с.
  3. Алендеева О.М. Электронное дидактическое пособие для 1 классов общеобразовательных учреждений. – Чебоксары, 2020.

Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам-психологам, родителям, а также всем, кто заинтересован в развитии детей.

Рабочая тетрадь предназначена для проведения групповых занятий с учащимися 1-го класса, которая представляет собой комплексный материал специально разработанных и апробированных заданий и упражнений по развитию познавательных процессов, произвольного внимания, внутреннего плана действия и формированию универсальных учебных действий.

Электронное дидактическое пособие обеспечивает развитие произвольного внимания, объёма зрительной памяти, устойчивости внимания, конструктивного мышления; способствует созданию условий для формирования и совершенствования внутреннего плана действий школьника.

Создано с любовью к детям и уважением к педагогам!

Апробировано в течение многих лет

12

Ежегодно обучаются

10тыс. +

Увлекательных заданий

5тыс. +

Рецензий

20